Science-tv.ru

Воздушные следы от самолётов изучают наши ученые


В рамках исследования методов обеспечения безопасности полётов специалисты Института оптики атмосферы имени В.Е. Зуева Сибирского отделения Российской академии наук изучают воздушные следы от самолетов, заходящих на посадку. Глазу вихревые потоки не видны, зато пилотам они значительно усложняют работу и зачастую становятся причиной катастроф.

Виктор Банах, заведующий лабораторией распространения волн ИОА СО РАН, рассказал, что если более лёгкий самолет летит вслед за более тяжёлым, вихревые следы могут подбросить лёгкий транспорт или ударить его о землю.

Чтобы этого не происходило, ученые выясняют, насколько долго живёт след от самолетов. При этом для аэропортов больших городов, где самолёты приземляются один за другим исследования ещё более значимы, чем для томского аэропорта, где они проводятся.

Вихревые потоки от самолетов измеряют с помощью лидара – специального прибора, который посылает в атмосферу лазерное излучение. Оно отражается от аэрозольных частиц в воздухе и возвращается обратно в лидар.

Лидары в аэропортах мира не встретить. А зря, говорят ученые. Информация очень полезная и влияет на безопасность полетов. За рубежом подобные эксперименты проводятся с конкретной целью.

Эксперименты, проведенные томичами, уже заинтересовали москвичей. Международная компания аэронавигационных систем, вместе с томскими учеными, планирует создать комплексную систему вихревой безопасности. Работать она сможет и на земле, и в воздухе. Пока это лишь экспериментальные образцы системы. Самолёт, оснащенный подобным оборудованием, надеются разработчики, в воздух поднимется уже через пару лет.

25/08/2014

Источники: http://www.strf.ru
Личный кабинет
логин      
пароль    
Российская академия наук
Институт проблем развития науки РАН © Copyright 2010-2025