Science-tv.ru

100 лет со дня рождения Виталия Гинзбурга


Виталий Лазаревич Гинзбург, или В.Л. (как его называли многие коллеги), был необычной яркой личностью. А более молодые сотрудники называли его последним динозавром. Не только потому, что в отличие от них, работавших строго на своей научной делянке, он был универсалом. По его собственным словам, он "порхал по физике", выполняя работы в самых разных областях: сверхпроводимости и в астрофизике, физике космических лучей и исследованиях плазмы и т.д.

По его признанию, он стал теоретиком случайно. "Я был слаб в математике и считал, что теоретик из меня никакой, - вспоминал Гинзбург. - И вообще страдал комплексом неполноценности. Но однажды с одной идеей пришел к уже известному ученому Игорю Тамму (позже Нобелевскому лауреату, от ред.) Он проявил ко мне неподдельный интерес, заразил своим энтузиазмом, просил заходить и рассказывать о моих работах. Я был окрылен и фактически начал новую жизнь".

Эту атмосферу доброжелательности Гинзбург стремился сохранять, когда после Тамма возглавил теоретический отдел Физического института. За все годы в коллективе не было случая мнимого соавторства. Кстати, выбирая будущего сотрудника в свой отдел, В.Л. прежде всего отдавал предпочтение нравственным, моральным качествам человека. Говорил, что "одна сволочь заразит и развалит весь коллектив". С сожалением отмечал, что занятие наукой не делает человеком нравственным.

Может быть, такой вывод сделал, когда в начале 50-х годов стал объектом травли со стороны ряда ученых. Его имя трепали газеты, называли космополитом, обвиняли в преклонении перед западом. На многочисленных собраниях даже звучали выкрики "расстрелять". "Думаю, не сносить мне головы, но спасла водородная бомба", - вспоминал он. - Это казалось невероятным, что космополита вдруг привлекли к сверхсекретной работе. Впрочем, тогда специалистов привозили даже из лагерей. Сталину бомба была очень нужна". За участие в ее создании он награжден Государственной премией.

Наряду с А.Д. Сахаровым он является автором одной из двух идей, так называемой "лидочки", которые положены в основу конструкции бомбы. Сам В.Л. без всякой рисовки утверждал, что его идея "для людей, которые понимают, что такое настоящая физика - это плевый пустяк".

Сахаров был сотрудником теоротдела, когда вел правозащитную деятельность и был выслан в Горький. В.Л не подписал ни одного осуждающего письма. Более того, он сделал все, чтобы Сахаров остался в отделе, хотя власти настаивали на увольнении выдающего физика. Раздавались голоса, что именно отдел является базой для антисоветской деятельности Сахарова. Чем это грозило и отделу, и лично Гинзбургу, не надо объяснять. А ведь к правозащитной деятельности Сахарова он относился довольно скептически.

В "РГ" Виталий Гинзбург опубликовал большинство своих статей последних лет. В них, как в капле воды, проявляются черты его яркой личности. Прежде всего, его внутренняя свобода и смелость. Он всегда говорил, что думал. Много раз уже описано, что он не испугался и женился на ссыльной женщине, которую обвиняли в покушении на Сталина. Но мало кто знает, что В.Л. в одной из статей в пух и прах раскритиковал работу, получившую Сталинскую премию.

Особенно нетерпим был, если дело касалось науки. Ее реноме должно быть безупречным, как у английской королевы. Кстати, на общих собраниях академии В.Л. всегда был одним из "гвоздей" программы. Он резко говорил об академических нравах, невзирая на звания и должности. На недоумение коллег - зачем это донкихотство, ведь все равно ничего не меняется, В.Л. отвечал: "Кто-то должен им это говорить".

Научный семинар В.Л. был настолько популярен, что физики шутили: "Не скажете, где находится универмаг "Москва"? - Напротив здания, где проходят семинары Гинзбурга". Его работоспособность поражала: в год он писал по 10-12 научных статей, раз в 2-3 года - книгу, а еще еженедельные семинары, лекции в Физтехе.

А в "ненаучной" жизни В.Л. любил веселые умные компании под водочку, других напитков не признавал. Всегда был душой компании. На банкете в Доме ученых в честь получения Нобелевки, слушая поток поздравлений и приветствий, он вдруг сказал сидящему рядом соседу: "По-моему, скучновато. Лучше бы устроили капустник или пасквиль на меня сочинили. Хотя бы завистники были довольны...".

Юрий Медведев

04/10/2016

Источники: https://rg.ru
Личный кабинет
логин      
пароль    
Российская академия наук
Институт проблем развития науки РАН © Copyright 2010-2024